Сайт создан на конструкторе www.by.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!
Объявление от WWW.by:
Создайте себе сайт-визитку бесплатно!

Белорусский конструктор сайтов

 
 
Вот так история!
 
Реклама:
Диагностика и ремонт автомобилей в Минске
Диагностика и ремонт автомобилей в Минске
 
 
Реклама от WWW.by:
Интернет-магазин Детской одежды секонд хенд

Акции. Распродажи. Скидки до 50%. Детская одежда мировых брендов. Широкий выбор вещей для детей от 0 до 16 лет.

gaiti.by
 
Всё о грудном вскармливании

Опытный консультант по грудному вскармливанию обучит маму искусству грудного вскармливания и уходу за малышом

konsultant-po-lactacii.by
 
ЭйсАвто - автозапчасти для грузовых автомобилей

Эйсавто - лучшие цены, лучшие запчасти.

aceauto.www.by
 
 
 

Компетенции и компетентностный подход: структура и номенклатура ключевых компетенций учащихся

Компетенции и компетентностный подход: структура и номенклатура ключевых компетенций учащихся

(Фадеева М.И., руководитель РМО учителей истории и обществоведения)

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Реалии современной действительности часто ставят учительскую и родительскую общественность перед вопросами: Что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы? Как ориентация на отдалённые результаты влияет на содержание образования? Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным.  Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово «компетентность» как «осведомленность, авторитетность», знание в какой-либо области, а «компетенция» рассматривается как «1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Следовательно, компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Исходя из исследований современных ученых (Дж. Равен, Б.И.Хасан, А.В.Хуторской, И.А.Зимняя и др.)  ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Борис Иосифович Хасан, доктор психологических наук, отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты, а мера их достижения – это и есть показатели компетентности. 

 

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Один из первых перечней компетентностей (всего 37) был составлен Джоном Равеном, который отметил, что одни из них могут относиться к интеллектуальной, другие – к эмоциональной сфере, что они могут заменять друг друга, и что они суть – «мотивированные способности». К таким компетентностям отнесены и критическое мышление, и самоконтроль, и готовность обучаться, и т.д.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности.

В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был специально поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным явилось определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что исследователи определяют в качестве основных компетенций. Их может быть всего две – уметь писать и думать. Тем не менее,   в своем докладе В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Эти компетенции следующие:

 «- … политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

-  компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

-   компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;

-   компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

-  способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

По рекомендации  парламента и Cовета Европы определены Рамочные ключевые компетенции обучения в течение жизни:

  • общение на родном языке;
  • общение на иностранных языках;
  • математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии;
  • компьютерная грамотность;
  • освоение навыков обучения;
  • социальные и гражданские компетенции;
  • чувство новаторства и предприимчивость;
  • осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Но как помочь ребенку стать компетентным? Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А.В. Хуторской выстраивает три уровня:

1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; к общепредметным компетенциям относятся способности решать проблемы, требующие применения различных фактов или соответствующих понятий из различных разделов, а также понимание обобщенных понятий и подходов, использование понятий и методов из других образовательных областей; общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или образовательные области;

3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

В системе образования Республики Беларусь метапредметные компетенции представляют собой наиболее обобщенную группу компетенций, в которых отражается социальный опыт, обязательный к усвоению учащимися. Формирование метапредметных компетенций обеспечивается эффективным функционированием системы образования в целом, а не только через отдельные учебные предметы или образовательные области. При этом при определении содержания образования по каждому конкретному учебному предмету необходимо исходить из задачи формирования метапредметных компетенций.

Предметные компетенции связаны с конкретным содержанием учебного предмета и определяются исходя из задач, решаемых в рамках данного предмета и направленных на усвоение предметного содержания и освоение способов деятельности, связанных с данной предметной областью.

Личностные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков и социально-личностных качеств, позволяющих личности сохранять психическое и физическое здоровье, потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации и самореализации.

Переход с 2015/2016 учебного года к относительной завершенности содержания образования предполагает  формирование у учащихся совокупности личностных, метапредметных и предметных компетенций на конкретной ступени образования - базовый уровень и повышенный уровень.

Базовый уровень изучения истории включает минимум содержания обязательный для усвоения и обеспечивает развитие личности учащихся, содействует развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок и готовит к саморазвитию, личностному самоопределению, решению общеобразовательных и жизненных (социокультурных) задач.

Повышенный уровень изучения истории ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивает развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных компетенций, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.

Структура общего среднего образования предполагает три ступени обучения, в зависимости от которых определены особенности преподавания истории. Ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения. Выделяют три основные группы:

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных  социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами,  индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется  компетентностным подходом. Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов и  может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

Компетентностный подход в обучении, таким образом, предполагает не увеличение объема информированности  человека в различных предметных областях, а помощь в решении проблем в различных незнакомых ситуациях. Компетенции,  или ключевые  компетенции, - это как раз те умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей.

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

- практическая направленность обучения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- изменение методики преподавания, введение современных образовательных технологий.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного  содержания образования. Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы проблемного, проектного и личностно - ориентированного обучения, практико-ориентированного обучения, использование ИКТ, интерактивных  технологий, деятельностный подход и др. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.

 Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается  в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. По сути дела задачей учителя становится помощь ученику:

- в формулировании задачи учения;

- в планировании вместе с учеником способов и этапов его деятельности;

-  контроле за выполнением плана;

-  рефлексии достигнутого;

-  анализе новой ситуации и постановки новой задачи.

Задачей ученика в новой ситуации становится обучение:

- ставить цели;

- анализировать ситуации;

- организовывать поиск и добывать информацию;

- моделировать решения и прогнозировать последствия;

- реализовывать намеченные действия;

- презентовать полученные результаты;

- планировать собственное развитие.

Следует отметить, что в зависимости от вида компетенции, формирующейся на уроке, подбирается содержание и методы обучения, меняется структура учебных занятий.  Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии. Развить нужные качества и получить необходимые знания педагогу позволяет проектирование самообразовательной деятельности.

Итак, подведем итоги. Главная особенность компетентности как педагогического явления  – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а универсальные, конкретные, жизненные,  необходимые человеку любой профессии, возраста, способы решения проблемных ситуаций. Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

 Реализация компетентностного подхода дает возможность способствовать адаптации  молодежи к меняющимся социальным условиям жизни, создает условия для саморазвития и самореализации, развития потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.  

Чем же должен руководствоваться учитель, понимая необходимость формирования  ключевых компетенций у своих учеников? Прежде всего, независимо от технологий, методов, приемов, которые использует преподаватель, он должен помнить правила:

  1. Главное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

 

 

 

 

 

 
 
 
Задать вопрос Пожаловаться на сайт