Реклама от www.by: Решаем ваши вопросы
У вас есть вопросы? Мы найдем ответы.
profapk.www.by
Объявление от WWW.by:
Интернет-магазин Детской одежды секонд хенд

Акции. Распродажи. Скидки до 50%. Детская одежда мировых брендов. Широкий выбор вещей для детей от 0 до 16 лет.

 
 
Вот так история!
 
Реклама:
Авторазборка запчасти бу из европы
Авторазборка запчасти бу из европы
 
 
Реклама от WWW.by:
Решаем ваши вопросы

У вас есть вопросы? Мы найдем ответы.

profapk.www.by
 
Всё о грудном вскармливании

Опытный консультант по грудному вскармливанию обучит маму искусству грудного вскармливания и уходу за малышом

konsultant-po-lactacii.by
 
Эвакуация автомобилей, спецтехники по Минску иРБ

Эвакуация легковых, минивенов, внедорожников автопомощь доставка мототехники, спецтехники, грузов

autohelp.www.by
 
 
 

Использование коммуникативных методов и приемов в технологии раз-вития критического мышления

Использование коммуникативных методов и приемов в технологии развития критического мышления

Мастер-класс учителя истории высшей категории М.И.Фадеевой

 

Цель: презентация педагогического опыта; создание условий для сотрудничества, развития положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,  то и в жизни он всегда будет только подражать,  копировать».

                                             Л.Н. Толстой

В современных условиях быстротечный характер жизни требует от молодого человека не только знаний в предметной области, не только умения четко выполнять свои обязанности, но и ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию. Многочисленные исследования последних лет показали, что современный ученик чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям. Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В этой связи основным результатом деятельности  школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,  информационной сферах.

  Зачастую, дети воспринимают историю как сказку, череду никак не связанных между собой событий, постичь которые можно только зубрежкой. Не видят системности и причинно-следственных связей. Это можно, конечно, объяснить тем, что история – это наука, которая насыщена множеством событий, живая и постоянно меняющаяся среда. Сразу требовать от ребенка адекватного освоения этого огромного пространства информации бессмысленно. Тем не менее, требования к оценке качества знаний выпускника 9 класса уже подразумевают понимание истории на глубоком уровне.

Именно поэтому я используя в своей практике ТРКМ, т.к. она создает возможность учащемуся учиться представлять себя и свою работу, формулировать и отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы и, таким образом,  формировать и развивать коммуникативные компетенции. 

ТРКМ в рамках урока позволяет пробудить интерес к изучаемой теме, осмыслить ее содержание и выйти на уровень обобщения и прогнозирования событий. Учитель при этом координирует, направляет учащегося, но не навязывает свою точку зрения. При этом предполагается, что речевая деятельность, как основа  коммуникативной культуры школьника, формируется   во всех ее видах: чтении, говорении, письме.

Существует множество приемов, позволяющих развивать коммуникативные компетенции на уроках с использованием ТРКМ. Я остановлюсь лишь на тех, которые мы будем использовать сегодня:

- по развитию навыков составления вопросов – прием «тонкие» и «толстые» вопросы;

- по развитию картографических умений и навыков, систематизации материала – картосхемы, как опорные сигналы (представлены в презентации);

- по развитию мыслительных навыков – ПМИ (плюс, минус, интересно),  интерактивное упражнение.

Сегодня мы «проиграем» с вами фрагменты 3-х уроков с использованием ТРКМ.

 

История Беларуси, 7 класс
ТЕМА: Укрепление великокняжеской  власти

 

Вызов:  просмотр 2-х видеороликов. Учебная задача: в ходе просмотра составить «тонкие» и «толстые» вопросы (индивидуальная работа) и выявить противоречия.

Осмысление: работа в группах – обсуждение выявленных противоречий, выборы «спикера», который будет представлять мнение группы.

Рефлексия: в чем вы увидели проблему? (необъективное или субъективное освещение исторических событий → критически относиться к любой информации).

Справочный материал: О происхождении Гедимина нет единого мнения, и многие историки в своих трудах обозначают несколько версий.  Одни (Карамзин) считают, что он был конюшим Витеня, другие - братом, третьи - сыном.   Великий князь Литовский Гедимин  родился приблизительно в 1270 году, но к власти он пришёл лишь только в 1316 году. Кем он приходился его предшественнику великому князю Литовскому Витеню, точно не известно. Скорее всего, был близким родственником - братом или сыном, так как был конюшим при великокняжеском дворе, а эта должность была одной из ключевых в княжестве в то время. Согласно Тевтонской хроники и сообщениям польского хрониста Яна Длугоша, Гедимин занимает престол после того как, сговорившись с его молодой женой, убивает князя Витеня. Так или иначе, Гедимин стал Великим князем и начал успешно укреплять Великое княжество Литовское. Согласно позднейшим летописям, Витень погиб в результате попадания молнии. Большинство современных исследователей сомневаются в достоверности этих сведений. Точная дата и обстоятельства смерти Витеня остаются неизвестными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществоведение, 11 класс

ТЕМА: Молодежная политика

 

Прием - интерактивное упражнение «Портрет молодежи»

Представитель каждой группы получает листы с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

  • «Яйца курицу не учат» (родители)
  • «Молодо-зелено» (старшее поколение)
  • «Алло, мы ищем таланты» (учителя)
  • «Молодым везде у нас дорога!» (молодежь)

Учащиеся должны определить, какой группе соответствует каждое выражение. В результате каждая группа получает свою роль.

 

Вызов:  соотнести выражение с соответствующей социальной группой, аргументировать свой выбор.

Осмысление: работа в группах –

1. Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для выбранной вами социальной группой («Родители», «Молодежь», «Старшее поколение» и «Учителя»).

2. Обсудить полученные результаты и сделать выводы.

3. Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании «портрета».

Рефлексия: в чем вы увидели проблему? (социальная рефлексия, т.е. умение посмотреть на себя глазами другого → возможности избежать или предотвратить конфликтные ситуации).

Дополнительный материал – рисунки и позиция учащихся 11–х классов – на стенде,  эссе «Молодежи не хватает ремня!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирная история, 11 класс

ТЕМА: Социально-экономическое и  политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

Вызовметод «Загадочная картинка» - памятник Н.С.Хрущеву (1975 г. Э.Неизвестный). Ассоциации? Вопросы?  →   целеполагание (самостоятельно).

Осмысление: работа в группах – прием ПМИ для оценки деятельности Хрущева на посту главы государства (заполнение таблицы)

Рефлексия: в чем вы увидели проблему? (неоднозначная оценка деятельности политич. лидера → РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ).

Историч. справка:  НА СНИМКЕ:  памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Работа скульптора Эрнста Неизвестного. Несмотря на события в Манеже, несмотря на последующую травлю, невозможность полноценной работы, Эрнст Неизвестный не испытывал враждебных чувств к Н.С. Хрущёву, более того, питал к нему уважение, видел в нём незаурядную личность. Поэтому он без разговоров взялся изготовить надгробие. Над памятником он работал 4 года. При этом вокруг памятника шла постоянная возня, инспирируемая некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, памятник был изготовлен и установлен на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. В сентябре 1975 года там даже стихийно прошло его открытие. Правда, после этого Новодевичье кладбище закрыли «на ремонт», который продолжался 10 лет.

Главный компонент - белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом - символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ – так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс. 
В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись "Хрущев Никита Сергеевич", с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: "Здесь лежит Суворов". И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.

 3. Эрнст Неизвестный: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…»:

– в эпоху больших перемен не всегда принимаются  однозначно правильные решения;

– формирование Хрущёва и как личности, и как политика, и как хозяйственника происходило при сталинском времени  и при Сталине;

– эйфория от временных успехов, скоропалительность и волюнтаризм при приятии важнейших государственных решений;

– преобразования коснулись абсолютного большинства населения;

– страна достигла выдающихся успехов;

– не были  решены многие поставленные перед государством задачи.

4. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но    "Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза...    А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет". М.И. Ромм

 

Обществоведение, 9 класс

ТЕМА: Нравственные ценности

 

Прием – решение практических задач

ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для осознания учащимися значения абсолютных нравственных ценностей как регуляторов отношений между людьми в обществе и основы для определения цели и смысла жизни человека

ПОНЯТИЯ: ценность; нравственные ценности; свобода; смысл жизни

 

Вызов:  просмотр видеоклипа про Осовец – какие чувства вызвал?

 В чем смысл жизни, на ваш взгляд, для тех солдат и офицеров, которые пошли в атаку, зная что жить им осталось немного?

Что повлияло, на ваш взгляд, на формирование их жизненных ценностей? И т.д.

Осмысление: работа в группах над решением задач мини-дискуссии

 

Рефлексия:   в чем вы видите смысл жизни современного человека?

   (Смысл жизни современного человека - самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом)

 Нравственные ценности

1. Известный представитель утопического социализма Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе. Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудится. Самая счастливая семья – эта та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».    Согласны ли вы с Сен-Симоном? Обоснуйте свой ответ.

2. Индийское изречение гласит: «Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался».  Как это изречение связано со смыслом жизни человека? Могут ли меняться смыслы жизни или таких изменений следует избегать?

3. Объясните, как вы понимаете слова академика Д.С. Лихачева, который, обращаясь в письме к юным любителям древнерусской литературы, писал: «Но одни ли радости приносит любовь к Родине? Не заставляет ли она испытывать горе, страдать? Не приносит ли она иногда и трудности? Подумайте над этим. И почему все-таки любить Родину нужно?»

4. Представьте себя участником молодежного диспута, на котором обсуждается следующий вопрос: «Может быть, правда, что честность, порядочность, деликатность в наше время никому не нужны, более того, обрекают на постоянную неудачу? Может быть, надо научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из-под носа – словом, приобрести все качества человека, «умеющего жить»?»  Выскажите свое мнение по этому поводу. Приведите аргументы. 

 
 
 
Задать вопрос Пожаловаться на сайт