Сайт создан на конструкторе www.by.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!
Объявление от WWW.by:
Реле напряжения!Стабилизатор напряжения!Купить

Защита бытовой техники от скачков напряжения .купить дешево в минске. Терморегуляторы купить в рб. Теплый пол без монтажа

 
 
Вот так история!
 
Реклама:
Приглашаем на наш сайт !
Приглашаем на наш сайт !
 
 
Реклама от WWW.by:
Подарите любимым праздник !

Фейерверки, салюты, гелиевые шары и аксессуары для торжеств - всё для того чтобы сделать ваш праздник ярким и запоминающимся .

good-shop.by
 
Цветы с доставкой

Цветы в могилеве, бесплатная доставка.

buketi.by
 
Создайте себе сайт-визитку бесплатно!

Белорусский конструктор сайтов

www.by/create/site/
 
 
 

Задания и ответы I этапа X районной тематической интернет-олимпиады «Гроза 1812 г.»

Задания   I этапа  X районной тематической интернет-олимпиады

«Гроза 1812 г.»

Ответы на вопросы олимпиады участники отправляют на адрес электронной почты history_mo@mail.ru  по 10 декабря 2017 г., с  обязательным указанием своего имени, фамилии, класса и школы (писать перед началом работы, разборчиво). Прим.: засчитывается только один (первый) вариант ответа.

Задание 1. Оборонительные сооружения

Российский военачальник Л.Л.Беннигсен писал в своих записках о кампании 1812 г.: «Более 2000 человек работало в течение 6 месяцев над этими укреплениями… Поэтому можно себе представить мое изумление, когда я нашел ту самую плохую, самую невыгодную позицию, какую только можно было избрать для сражения, которое должно было решить участь кампании и, может быть, государства».  Военный ученый К.фон Клаузевиц в своих мемуарах  «1812 год» подчеркнет: «Тактическая сила этого пункта была невелика и сводилась единственно к силе укреплений».

Вопросы: 

  1. О каком сооружении идет речь?
  2. Кому принадлежит идея его строительства?  Какую роль оно должно было сыграть в кампании 1812 года?
  3. Почему получило такие негативные оценки?

Задание 2. Подвиг любви и веры

Автор этой картины – молодая российская художница Полина Минеева. На картине изображена женщина, чья жизнь стала подвигом веры и любви.

Вопросы: 

  1. Кто эта героиня?
  2. Какой эпизод ее жизни изображен на картине?
  3. Какое отношение к ней имеют строки из стихотворения М.Цветаевой:

Ах, на гравюре полустёртой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков четвёртый,

Ваш нежный лик. 

  1. Как называется стихотворение? 

   

Задание 3. Награды

Эта боевая медаль была учреждена 5 февраля 1813 года, раздавалась равно всем чинам, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года, - от императора до рядового. Медаль эта стала прообразом всех последовавших русских боевых медалей.

Вопрос:  как она называлась?

 

Задание 4. Сила духа

 

 

 

 

 

 

 

Поводом для написания этой карикатуры послужила небольшая заметка, опубликованная в конце 1812 года журналом "Сын Отечества", где рассказывалась нашумевшая в ту пору история о героическом подвиге русского крестьянина: «В армии Наполеона (как у нас в конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одному пленённому крестьянину. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему ответили: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин тут же схватил из-за пояса топор и отсек себе клеймёную руку… Одна мысль служить орудием Наполеону... подвигла его к сему геройскому поступку».

Вопросы: 

  1. В честь какого легендарного римского героя получила название эта картина?
  2. Кто был ее автором?
  3. Когда она была написана?

 

Задание 5. Военачальники

   Русский генерал А.П.Ермолов, ревниво отмечавший недостатки и преимущества коллег, давал такую характеристику этому военачальнику: "Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности. Не всегда предприимчив, приступая к делу, решителен в продолжение его. Неутомим в трудах. Блюдет спокойствие подчиненных; в нужде требует полного употребления сил. Отличает достоинство, награждает соответственно. Нередко, однако же, преимущества на стороне тех, у кого сильные связи, могущественное у двора покровительство. Утонченной ловкости перед государем, увлекательно лестного обращения с приближенными к нему. Нравом кроток, несвоеобычлив, щедр до расточительности. Не скор на гнев, всегда готов на примирение. Не помнит зла, вечно помнит благодеяния"… Подчиненный, "почитая за счастье служить с ним, всегда боготворил его. Никто из начальников не давал менее чувствовать власть свою".

Вопросы: 

  1. О ком идет речь?
  2. Как его имя связано с историей Второй мировой войны?

Задание 6. Награды

  В Эрмитаже, в галерее героев 1812 года среди множества наград, украшающих мундиры блестящих представителей высшего офицерства, можно видеть наградной знак в виде темного креста. Довольно часто мы встречаем его и на груди штаб- и обер-офицеров, даже унтер-офицеров и просто рядовых солдат, участников заграничного похода. Крест этот иногда путают с Железным. Носился крест на левой стороне груди ниже знаков российских орденов и пользовался в России уважением.

Вопросы: 

  1. Как назывался этот крест?
  2. Кто, когда и за что его учредил?

 

 

 

 

 

 

Задание 7. Портреты

На гравюре И. Беннета по оригиналу А. Е. Мартынова изображен известный английский художник и русский император.

Вопрос:  Назовите их имена и объясните, что связывало этих людей?

 

 

 

 

 

 

 

Задание  8. Ледовое сражение

Император Александр 1 наблюдал,  как два корпуса русской армии по льду двигались по направлению к островам. Он был уверен в своих генералах:  генерал-лейтенант Багратион, командующий десятитысячным корпусом, генерал-лейтенант Барклай де Толли – командующий пятитысячным корпусом,  генерал-майор Кульнёв – командующий передовым отрядом гусар, среди которых есть и гусар Денис Давыдов. Герои войны 1812 года встретились на поле боя с противником.  В этом сражении русская армия одержала очень важную для себя победу, но это сражение произошло не на полях войны 1812,  а за несколько лет до вторжения Наполеона в Российскую империю.

Вопросы:

  1. Во время какой войны произошло сражение, в котором командующими были Багратион, Барклай де Толли, Кульнёв?
  2. Когда и где произошло это сражение?
  3. Какие земли были  включены в состав России в результате этого сражения?

Задание 9. Спасение

В своих воспоминаниях жена этого французского маршала, говоря о его роли в событиях под Борисовом, отметит, что именно его нужно благодарить за спасение тех французов, которым посчастливилось вернуться домой. Многие известные историки согласны с ней.

Вопрос:  О каком французском маршале идёт речь?

 

Задание 10. Маршалы

Известный исследователь истории Отечественной войны 1812 г. Н. А. Троицкий, рассматривая в целом восстановление Наполеоном маршальского звания в стране,  писал: «26 маршалов Первой империи во Франции – это исторический феномен. Появление такого количества военачальников впервые стало возможным благодаря не столько Наполеону, сколько Великой французской революции. Никогда ранее мир не видел столь яркого созвездия военачальников, поднявшихся из народных низов исключительно по своим дарованиям и независимо от родства, протекции или монаршего каприза. То была массовая армия нового типа. Она комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, декретированной в 1793 г. и через пять лет несколько суженной в виде так называемой конскрипции. Эта армия не знала ни кастовых барьеров между солдатами и офицерами, ни бессмысленной муштры, ни палочной дисциплины, зато была сильна сознанием равенства гражданских прав и возможностей. Последний крестьянский сын совершенно так же, как и дворянин из древнейшего рода, мог достичь в ней высших чинов, включая маршальское звание».

Вопросы:

  1. Раскройте происхождение понятия «маршал».
  2. Чин маршала существовал во французской армии с XI века. Когда он был упразднен?
  3. Когда Наполеоном были присвоены первые маршальские звания?
  4. Что часто любил повторять сам  Наполеон по поводу комплектования своей армии?
  5. Что означает понятие «конскрипция»?

Задание 11. Ошибка

Во время боевых действий под Полоцком  у деревни Клястицы летом 1812 г. французский и русский генерал в течение одного и того же дня сделали одну и ту же тактическую ошибку, за которую обе стороны дорого заплатили.

Вопросы:

  1. Какую ошибку сделали генералы?
  2. Какую цену они заплатили за эту ошибку?

Задание 12. Переправа

 «Вы должны стать моим слесарем, ваша задача - открыть для меня переправу!» - сказал Наполеон.

Вопрос:    Где, когда и кому сказал эти слова Наполеон?

 

Задание 13.      Бесстрашный генерал

           Этот генерал-майор участвовал в штурме Борисовского тет-де-пона, проявив пример бесстрашия и мужества: лично повёл в атаку солдат, вместе с ними ворвался в редут и был сражен вражеской картечью. В советское время  историки-краеведы предлагали даже поставить ему памятник в Борисове, на батареях.

Вопросы:

  1. Назовите фамилия, имя и отчество  бесстрашного генерал-майора.
  2. Какую роль в военных событиях ноября 1812 г. сыграл однофамилец генерала, житель города Борисова?

Задание 14.  Памятники

Вопросы:

  1. Укажите,  какой из представленных вам памятников лишний. Объясните свой выбор.
  2. Кому и где были  установлены оставшиеся 4 памятника?
  3. Чем обусловлен выбор места установки  памятников? (сформулируйте свой ответ кратко, не более 4-х предложений по каждому памятнику)

А.

 

Б.

 

В.

 

Г.

 

Д.

 

 

     Задание 15.  Сражение

Вопросы:

  1. На месте какого сражения установлена эта памятная композиция?
  2. Кто одержал победу в этом сражении?
  3. Какой тактический приём обеспечил успех победителю?
  4. Кто разработал  план военных действий союзников?
  5. Какие последствия имел итог сражения для командующего русской армией?

 

ОТВЕТЫ!!!

Ответы  на задания 1 тура (интернет-олимпиада) Х районной тематической олимпиады «Гроза 1812 года»  (2017 г.)

 

Вопросы

Ответы и баллы

1.

  Оборонительные сооружения

Российский военачальник Л.Л.Беннигсен писал в своих записках о кампании 1812 г.: «Более 2000 человек работало в течение 6 месяцев над этими укреплениями… Поэтому можно себе представить мое изумление, когда я нашел ту самую плохую, самую невыгодную позицию, какую только можно было избрать для сражения, которое должно было решить участь кампании и, может быть, государства».  Военный ученый К.фон Клаузевиц в своих мемуарах  «1812 год» подчеркнет: «Такти-ческая сила этого пункта была невелика и сводилась единственно к силе укреплений».

Вопросы: 

1.         О каком сооружении идет речь?

2.         Кому принадлежит идея его строительства?  Какую роль оно должно было сыграть в кампании 1812 года?

3.         Почему получило такие негативные оценки?

1. Дрисский лагерь в районе города Дрисса Витебской губернии, в излучине реки Западная Двина. (2 балла)

2. План был предложен Александру I его советником генералом Карлом Людвиговичем Фулем (Пфулем). Такое местоположения лагеря между двумя столбовыми дорогами должно было воспрепятствовать Наполеону идти как на Петербург, так и на Москву. По предложению Фуля, войска 1-й Западной армии М.Б.Барклая-де-Толли должны были закрепиться в лагере и держать оборону, в то время как 2-я армия Багратиона будет атаковать французов с левого фланга. (4 балла)

3. Из-за неудачного расположения лагеря (с трех сторон окружен рекой, лес на левом фланге заслонял вид) он превращался в ловушку для русских войск. Поэтому русские войска покинули Дрисский лагерь, не вступая в бой с французами. (4 балла)

2.

Автор этой картины – молодая российская художница Полина Минеева. На картине изображена женщина, чья жизнь стала подвигом веры и любви.

Вопросы: 

1.         Кто эта героиня?

2.         Какой эпизод ее жизни изображен на картине?

3.         Какое отношение к ней имеют строки из стихотворения М.Цветаевой:

Ах, на гравюре полустёртой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков четвёртый,

Ваш нежный лик. 

4.         Как называется стихотворение?    

1. Маргарита Михайловна Нарышкина, в 1-м браке Ласунская, во 2-м браке Тучкова. (2 балла)

2. В октябре 1812 года Маргарита, узнав о смерти мужа А.А.Тучкова в Бородинском  сражении,  поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. (2 балла)

3. Упомянутый в стихотворении Тучков четвертый, герой Отечественной войны 1812 года  – это муж М.Нарышкиной. (2 балла)

4. «Генералам двенадцатого года» (2 балла)

3.

Эта боевая медаль была учреждена 5 февраля 1813 года, раздавалась равно всем чинам, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года, - от императора до рядового. Медаль эта стала прообразом всех последовавших русских боевых медалей.

Вопрос:  как она называлась?

5 февраля 1813 года вышел указ о пожаловании участникам освобождения русской земли от нашествия Наполеона наградной медали «В память отечественной войны 1812 года». 22 декабря 1813 года вышел именной указ нового главнокомандующего армиями М. Б. Барклая-де-Толли «О раздаче установленной (серебряной) медали в память 1812 годъ». На её лицевой стороне, в середине поля, изображено «всевидящее око», окружённое лучезарным сиянием; внизу указана дата — «1812 годъ». На оборотной стороне медали прямая четырехстрочная надпись, позаимствованная из Псалтири: «НЕ НАМЪ — НЕ НАМЪ — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ» Слово «отечественной» писалось со строчной буквы. (2 балла)

4.

Поводом для написания этой карикатуры послужила небольшая заметка, опубликованная в конце 1812 года журналом "Сын Отечества", где рассказывалась нашумевшая в ту пору история о героическом подвиге русского крестьянина: «В армии Наполеона (как у нас в конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одному пленённому крестьянину. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему ответили: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин тут же схватил из-за пояса топор и отсек себе клеймёную руку… Одна мысль служить орудием Напо-леону... подвигла его к сему геройскому поступку».

Вопросы: 

1.         В честь какого легендарного римского героя получила название эта картина?

2.         Кто был ее автором?

3.         Когда она была написана?

1. «Русский Сцевола» - в честь Гая Муция Сцеволы - легендарного римского героя. Юноша-патриций прославился тем, что, согласно легенде, попытался убить царя этрусского города Клузий Ларса Порсену, осадившего Рим в 509 году до н. э. (4 балла)

2. Художник Иван Иванович Теребенев, создатель популярных лубочных картинок. (2 балла)

 

3. 1813 год. (2 балла)

5.

Военачальники

   Русский генерал А.П.Ермолов, ревниво отмечавший недостатки и преимущества коллег, давал такую характеристику этому военачальнику: "Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности. Не всегда предприимчив, приступая к делу, решителен в продолжение его. Неутомим в трудах. Блюдет спокойствие подчиненных; в нужде требует полного употребления сил. Отличает достоинство, награждает соответственно. Нередко, однако же, преимущества на стороне тех, у кого сильные связи, могущественное у двора покровительство. Утонченной ловкости перед государем, увлекательно лестного обращения с приближенными к нему. Нравом кроток, несвоеобычлив, щедр до расточительности. Не скор на гнев, всегда готов на примирение. Не помнит зла, вечно помнит благодеяния"… Подчиненный, "почитая за счастье служить с ним, всегда боготворил его. Никто из начальников не давал менее чувствовать власть свою".

Вопросы: 

1.         О ком идет речь?

2.         Как его имя связано с историей Второй мировой войны?

1.Петр Иванович Багратион, генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года. (4 балла)

 

2. Белорусская освободительная операция летом 1944 года была названа «Багратион». (2 балла)

 

6.

Награды

  В Эрмитаже, в галерее героев 1812 года среди множества наград, украшающих мундиры блестящих представителей высшего офицерства, можно видеть наградной знак в виде темного креста. Довольно часто мы встречаем его и на груди штаб- и обер-офицеров, даже унтер-офицеров и просто рядовых солдат, участников заграничного похода. Крест этот иногда путают с Железным. Носился крест на левой стороне груди ниже знаков российских орденов и пользовался в России уважением.

Вопросы: 

1.         Как назывался этот крест?

2.         Кто, когда и за что его учредил?

1. Кульмский крест, в русском варианте «Знак отличия Железного креста». (4 балла)

2. Это прусская награда для всех русских участников сражения при Кульме 17—18 августа 1813 года. Награду учредил  прусский король Фридрих III  4 декабря 1813 г.

 Решено было вручать Кульмский крест не за личную храбрость и не отдельно отличившимся в бою солдатам или офицерам, а по полкам, в знак признания заслуг русской гвардии и в память о Кульмском сражении. (6 баллов)

 

7.

Портреты

На гравюре И. Беннета по оригиналу А. Е. Мартынова изображен известный английский художник и русский император.

Вопрос:  Назовите их имена и объясните, что связывало этих людей?

Английский художник Дж.Доу и русский император Александр I, который заказа художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I.

В 1819-1829 гг. Доу работал в Санкт-Петербурге, где написал 329  портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., составивших Военную галерею в Зимнем дворце. (8 баллов)

8

Ледовое побоище

Император Александр 1 наблюдал,  как два корпуса русской армии по льду двигались по направлению к островам. Он был уверен в своих генералах:  генерал-лейтенант Багратион, командующий десятитысячным корпусом, генерал-лейтенант Барклай де Толли – командующий пятитысячным корпусом,  генерал-майор Кульнёв – командующий передовым отрядом гусар, среди которых есть и гусар Денис Давыдов. Герои войны 1812 года встретились на поле боя с противником.  В этом сражении русская армия одержала очень важную для себя победу, но это сражение произошло не на полях войны 1812,  а за несколько лет до вторжения Наполеона в Российскую империю.

Вопросы:

  1. Во время какой войны произошло сражение, в котором командующими были Багратион, Барклай де Толли, Кульнёв?
  2. Когда и где произошло это сражение?
  3. Какие земли были окончательно включены в состав России в результате этого сражения?
  1. Русско-шведская война 1808—1809 годов (Финляндская война) (2 балла)
  2. Пятого марта 1809 года, Аландский архипелаг (2 балла)
  3. А пятого сентября того же года был заключен Фридрихсгамский мир, закончивший эту, пятую по счету, русско-шведскую войну, оказавшуюся последней в истории отношений России и Швеции. Финляндия и Аландские острова отошли к России.  (4 балла)

Всего – 8 баллов

 

9

Спасение

В своих воспоминаниях жена этого французского маршала, говоря о его роли в событиях под Борисовом, отметит, что именно его нужно благодарить за спасение тех французов, которым посчастливилось вернуться домой. Многие известные историки согласны с ней.

Вопрос:  О каком французском маршале идёт речь?

Маршал Удино (2 балла)

Мадам Удино пишет в своих воспоминаниях, говоря о роли, сыгранной ее супругом под Борисовым: «Это был ваш отец, дети мои, кто спас вернувшихся из России». Как справедливо замечает Рональд Делдерфилд: «Безотносительно величественного вклада Нея в спасение армии это было чистой правдой». И с горечью заключает: «Удино так никогда и не получил полного признания своих заслуг в этой кампании»37.

Источник: http://adjudant.ru/fr-march/oudinot.htm

10.

Маршалы

Известный исследователь истории Отечественной войны 1812 г. Н. А. Троицкий, рассматривая в целом восстановление Наполеоном маршальского звания в стране,  писал: «26 маршалов Первой империи во Франции – это исторический феномен. Появление такого количества военачальников впервые стало возможным благодаря не столько Наполеону, сколько Великой французской революции. Никогда ранее мир не видел столь яркого созвездия военачальников, поднявшихся из народных низов исключительно по своим дарованиям и независимо от родства, протекции или монаршего каприза. То была массовая армия нового типа. Она комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, декретированной в 1793 г. и через пять лет несколько суженной в виде так называемой конскрипции. Эта армия не знала ни кастовых барьеров между солдатами и офицерами, ни бессмысленной муштры, ни палочной дисциплины, зато была сильна сознанием равенства гражданских прав и возможностей. Последний крестьянский сын совершенно так же, как и дворянин из древнейшего рода, мог достичь в ней высших чинов, включая маршальское звание».

Вопросы:

  1. Раскройте происхождение понятия «маршал».
  2. Чин маршала существовал во французской армии с XI века. Когда он был упразднен?
  3. Когда Наполеоном были присвоены первые маршальские звания?
  4. Что часто любил повторять сам  Наполеон по поводу комплектования своей армии?
  5. Что означает понятие «конскрипция»?

 

  1. Слово маршал (фр. maréchal) ведёт происхождение от староверхнегерманского «marascaih» и означает «конюх» («marah» — лошадь, «scalc» — слуга). Во франкских племенах маршалы служили на конюшнях и подчинялись конюшему. (2 балла)
  2. Во время Великой французской революции 20 июня 1790 чин «маршал Франции» был упразднен; эта отмена была подтверждена Конвентом в 1793 году. (2 балла)
  3. Первое производство в маршалы состоялось 19 мая 1804 года. Тогда этот чин получили 18 (по другим данным – 14) наиболее достойных полководцев французской армии, в том числе знаменитые Мишель Ней, Иоахим Мюрат, Жан Батист Бернадот и Гильом Брюн.  (2 балла)
  4. Наполеон любил говорить, что каждый его солдат „носит в своем ранце маршальский жезл“» (2 балла)
  5. Конскрипция -

Источник http://flibusta.site/b/484757/read

 

11.

Задание 11. Ошибка

  • Во время боевых действий под Полоцком  у деревни Клястицы летом 1812 г. французский и русский генерал в течение одного и того же дня сделали одну и ту же тактическую ошибку, за которую обе стороны дорого заплатили.

Вопросы:

  • 1. Какую ошибку сделали генералы? Назовите их имена.
  • 2. Какую цену они заплатили за эту ошибку?
  • 1. Увлеклись преследованием противника. Кульнёв и Вердье (4 балла).
  • 2. Потерпели поражение. Кульнев погиб, а  Вердье разбит  и тяжело ранен.(4 балла)
  • Всего 8 баллов
  • Двигаясь от Полоцка дальше на север, Удино столкнулся у Клястиц с передовыми частями русского корпуса Витгенштейна. В ходе боя французы были остановлены и отброшены. Для их преследования был выслан авангард под командованием генерала Кульнева, который слишком увлекся преследованием и удалился от главныхсил Витгенштейна.
  • Тем временем, Удино, собрав свои войска у деревни Боярщина, атаковал русский авангард и разгромил его. Однако генерал Вердье, преследуя неприятеля, совершает ошибку, аналогичную той, которую совершил накануне генерал Кульнев. В результате, Вердье был атакован Витгенштейном и разбит. «Так, в продолжение одного дня, - пишет Зотов, - обе стороны сделали одну и ту же ошибку, за которую обе дорого заплатили».

Источник: http://adjudant.ru/fr-march/oudinot.htm

12.

Переправа

  •  «Вы должны стать моим слесарем, ваша задача - открыть для меня переправу!» - сказал Наполеон.
  • Вопрос:      Где, когда и кому сказал эти слова Наполеон?

Борисов, ноябрь 1812, маршалу Удино. (3 балла)

  • Вскоре маршалу Удино сообщили о существовании брода у Студянки, в нескольких километрах выше по течению от Борисова. Когда Удино известил об этом Наполеона, император тотчас же распорядился наводить именно там мосты. Виктору было приказано сдерживать Витгенштейна, а Удино должен был переправиться на противоположный берег и оборонять переправу, как только наведут первый мост. Отдавая этот приказ, Наполеон сказал маршалу: «Вы должны стать моим слесарем, ваша задача - открыть для меня переправу!»

Источник: http://adjudant.ru/fr-march/oudinot.htm

13.

Бесстрашный генерал

              Этот генерал-майор участвовал в штурме Борисовского тет-де-пона, проявив пример бесстрашия и мужества: лично повёл в атаку солдат, вместе с ними ворвался в редут и был сражен вражеской картечью. В советское время  историки-краеведы предлагали даже поставить ему памятник в Борисове, на батареях.

Вопросы:

  1. Назовите фамилия, имя и отчество  бесстрашного генерал-майора.
  2. Какую роль в военных событиях ноября 1812 г. сыграл однофамилец генерала, житель города Борисова?

1.Павел Михайлович Энгельгард. (3 балла)

2.Мойша Энгельгард, еврей из города Борисова. Вместе с двумя другими представил Чичагову недостоверную информацию  о наведении переправы возле деревни Большая Ухолода.  По приказанию Чичагова после сражения борисовские жители Мовша Энгельгард, Лейба Бененсон и третий их соучастник были повешены, как изменники и предатели (3 балла)

Всего – 6 баллов

Источники: http://rosenbloom.info/engelgar/engelgar.html  «Этот загадочный генерал»

Борисов, Березина, Память… http://belisrael.info/?p=8710

 

14.

Памятники

Вопросы:

  1. Укажите,  какой из представленных вам памятников лишний. Объясните свой выбор.
  2. Назовите населённые пункты, в которых  установлены оставшиеся 4 памятника.
  3. Чем обусловлен выбор места установки  памятников? (сформулируйте свой ответ кратко, не более 4-х предложений по каждому памятнику)

 

  1. Лишний памятник Б). Это памятник Тадеушу Костюшко в Вашингтоне (США).  Тадеуш Костюшко не участвовал в Наполеоновских войнах.  (3 балла)
    1.  

А – памятник М.И. Кутузову у стен Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В 1813-м году в стенах храма похоронен Михаил Кутузов. С тех пор в народе собор стали считать памятником событий войны 1812-го года.  

В -  памятник Барклаю де Толли в Риге. Предки Барклая де Толли ещё в XVII веке обосновались в Риге. О месте рождения самого Михаила Богдановича историки спорят (Литва или Латвия), но сам князь писал в документах, что рожден в Риге. Похороны полководца состоялись в Риге.

Г.  Памятник Наполеону в Лаффре (Франция). С эти местом связано событие, получившие название «чудо в Лаффре». Бежав с острова Эльба, по дороге на Париж,  Наполеон встретил королевское войско, которое полностью перешло на его сторону и позволило ему в 1815 году вернуться в Париж.

Д. – памятник Иоахиму Мюрату в Неаполе. Мюрат был с 1808 по 1815 г. неаполитанским королём.

По 1 баллу за каждый населенный пункт, 1баллу за правильно названное имя и по 2 балла за каждое объяснение.

  •  

15.

Сражение

  1. На месте какого сражения установлена эта памятная композиция?
  2. Кто одержал победу в этом сражении?
  3. Какой тактический приём обеспечил успех победителю?
  4. Кто разработал  план военных действий союзников?
  5. Какие последствия имел итог сражения для командующего русской армией?

 

  1. Аустерлицкое сражение  (2 балла)
  2. Французская армия под командованием Наполеона (1 балл).
  3. Замысел Наполеона был чрезвычайно прост: ударом по центру разобщить австро-русские войска на две изолированные части, выйти во фланг и тыл главной группировки союзников и уничтожить их порознь  Излюбленный прием Наполеона – прорыв в центре, что заставляло его противников сражаться с перевёрнутым фронтом.(источник: Жилин П.А. Кутузов. М., 1-1983, с.100-101). (3 балла)
  4. План сражения разработал Вейротер  - представитель реакционной прусской военной школы. Составленный без учета реальной обстановки, возможностей и сил, как своих, так и противника, с предварительным проведением сложных манёвров на виду у французов, этот план обрекал союзные войска на поражение. .(источник: Жилин П.А. Кутузов. М., 1-1983, с.100-101). (3 балла)
  5. Кутузова отстранили от командованиями войсками и назначили военным губернатором в Киев, или, как тогда говорили, отправили в «почётную ссылку». .(источник: Жилин П.А. Кутузов. М., 1-1983, с.102)  (2 балла)

Всего 11 баллв

 
 
 
Задать вопрос Пожаловаться на сайт